Карта

Истринского
благочиния
 
» Петров (Апостольский) пост

Петров (Апостольский) пост

Петров (Апостольский) пост

Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому продолжительность поста варьируется от 8 до 42 дней. Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским.

Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов Петра и Павла, которая практикуется верующими с первых веков христианства.

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви. О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: «После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти».

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю — 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке, и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке — Лев Великий и Феодорит Кирский.

Святитель Лев Великий (390–461 г.г.) пишет:

"После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением…
Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве. Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчицы, и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение.
Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом, и в раю добродетелей не взросли терние пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом".


Согласно церковному уставу, рыбу позволено вкушать каждые субботу и воскресенье, а также в те праздники, накануне которых совершается всенощное бдение. Рыба разрешается и в дни праздников, которым положена служба с великим славословием – если они выпадают на понедельник, вторник и четверг. Если же такие празднования приходятся на среду или пятницу, рыба не допускается, но позволена горячая пища с растительным маслом. В остальном схема пощения выглядит так: понедельник, среда и пятница – сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища с растительным маслом, суббота и воскресение разрешается рыба. Если храмовый праздник случится в среду или пятницу, то разрешается пища с маслом и рыба.

Вот как об этом сказано в Церковном Уставе (Типикон, глава 33):

"Подобает знать следующее: в пост святых апостолов во вторник и четверг рыбу не едим, но пищу с маслом. В понедельник, среду и пятницу сухоядение.
В субботу и в воскресенье едим рыбу.
Если в понедельник, вторник или четверг случится празднование святого, имеющего славословие, разрешается рыба, а если в среду или пятницу – то разрешается пища с маслом.
Если в среду или пятницу случится празднование святого, имеющего бдение, разрешается пища с маслом и рыба.
Если храмовый праздник случится в среду или пятницу – разрешается пища с маслом и рыба."


Не следует воспринимать данные правила как что-то незыблемое. У всех нас разное здоровье и различные потребности организма. Поэтому мера поста может устанавливаться в индивидуальном порядке духовником.

Духовная жизнь без поста невозможна. Внешний устав (как, когда и что кушать) не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.