Карта

Истринского
благочиния
 
» священномученик Василий (Смоленский) 1869-1942

священномученик Василий (Смоленский) 1869-1942

Священномученик Василий родился в 1869 году в селе Савельево Киясовской волости Серпуховского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Михайловича и его супруги Евдокии Александровны Смоленских. По документам, относящимся к периоду обучения Василия Смоленского в духовном училище и семинарии значится, что он родился 20 января 1970 года.
В августе 1880 года он поступил в Перервинское духовное училище, которое окончил в 1885 году при отличном поведении и, в основном, хороших оценках по всем предметам. Посредственным было только церковное пение. Василий признан достойным перевода в 1 класс семинарии без сдачи приемного испытания. Московскую Духовную семинарию он окончил в 1891 году. 4 ноября этого же года, по резолюции Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Московского и Коломенского, Преосвященным Александром, епископом Можайским Василий Смоленский был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Ламишино Пятницкой волости Звенигородского уезда (ныне Истринский район)Московской губернии.
Началось его долголетнее служение, отмеченное любовью паствы и наградами от священноначалия.

Семья.
Жена Мария Федоровна, 28.12.1868 г.р.
Дети:
Варвара. На момент рукоположения отца Василия в 1891 году ей был 1 месяц, а в клировой ведомости за 1916 года про неё уже нет никого упоминания.
Борис, 19.07.1895 г.р., окончил курс Духовной Семинарии, состоял учителем школы 1 ступени в селе Михайловском Звенигородского уезда.
Сергей, родился 19 сентября 1900 года. Окончил курс Духовного училища и два класса Духовной семинарии. Окончил курс советской школы 2 ступени. Резолюцией Его Преосвященства епископа Сильвестра от 10 мая 1919 года № допущен временно исполнять должность псаломщика при Казанской церкви села Ламишино. А 8 июля 1921 года Михаилом, митрополитом Гродненским посвящен в стихарь.
Состоял на службе в финансовом отделе в Москве.
Анна, родилась 11 июля 1902 года. Окончила курс Серпуховской советской школы 2 ступени. Работала учителем Ламишинской советской школы 1 ступени. Состоит в замужестве за ветеринарным врачом Николаем Воскресенским.

Служение.
В годы служения отца Василия на приходе в Ламишино выпало немало забот по строительству. На месте ветхой деревянной церкви, построенной в 1670 г., была сооружена каменная. 11 сентября 1905 года по благословению митрополита Московского Владимира великое освящение храма совершил Его Преосвященство, епископ Можайский Серафим.
В 1908 году храм был расписан живописью и орнаментом.
К 1913 году была также построена и благоустроена ограда храма.
В 1912 году отцу Василию пришлось строить и собственный дом, т.к в ночь на 19 января случился пожар, в котором сгорел "весь дом с двором, а на дворе скотина: лошадь, корова и домашняя птица...". Но благодаря выданной страховой премии дом удалось построит заново и в прежних размерах.
В 1898 году было построено здание церковно-приходской школы, первой школы в Ламишино, в которой отец Василий состоял заведующим и законоучителем.
С 20 июня 1897 года состоял законоучителем Васильковской земской школы.
С 1904 года состоял законоучителем Горковской земской школы.
С 1913 года состоял членом ревизионной комиссии Воскресенского благотворительного общества.
С 1915 года состоял членом ревизионной комиссии Пятницкого благотворительного общества.
С 1917 года проходил должность духовного следователя.
С 1920 года состоял членом благочиннического Совета
В 1915 году вышла в свет обширная церковная летопись, составленная священником Василием Смоленским: "Сооружение храма во имя иконы Казанской Божией Матери в селе Ламишине Звенигородского уезда Московской губернии и краткие летописные заметки о разобранном храме и приходе".
Как любитель церковного пения отец Василий создал прекрасный хор при храме из местных крестьян и школьников.

Награды.
За годы своего служения отец Василий не был обойден внимание церковно священноначалия и светского руководства. За свои труды он был отмечен многими наградами.
За усердное служение Церкви Божией награжден:
1902 год – набедренником
1906 год – фиолетовой скуфьей
1913 год – камилавкой
1916 год – был чествован от прихожан поднесением иконы Казанской Божией Матери в храме в память 25-летнего благотворного служения Церкви Божией и приходу с разрешения епископа Димитрия, наложившего на прошении прихожан резолюцию от 26 ноября 1916 года за №4310 следующую: «Призываю Божие благословение на о. Василия, почтить его поднесением иконы разрешаю».
1917 год – наперсным крестом, от Святейшего Синода выдаваемым
1921 год – саном протоиерея ко дня Святой Пасхи
1925 год – наперсным крестом с украшениями ко дню Святой Пасхи
В 1934 году, имея к этому времени все церковные награды, он ко дню святой Пасхи был награжден митрой.
В 1901 году за усердное преподавание Закона Божия и вполне добросовестное отношение к делу имеет благодарность от Звенигородского Уездного Училищного Совета.
Имеет серебряную медаль в память царствования Императора Александра III, темно-бронзовую медаль за труды по первой всеобщей переписи населения в 1897 году, серебряную медаль в память 25-летия существования церковно-приходских школ. В ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых награжден нагрудным юбилейным знаком и светло-бронзовой медалью.

Исповедничество
В 1918 году был по ложному доносу арестован и заключен в звенигородскую тюрьму, откуда он был освобожден через семь дней, после того как дело было разобрано, и он, по признании его невиновным, вернулся служить в Казанский храм.
В 1929 году власти решили храм закрыть. Для этой цели в сентябре в ОГПУ были вызваны на допрос два молодых комсомольца.
Семнадцатилетняя комсомолка, секретарь местной ячейки ВЛКСМ, сообщила следователю, что она разговаривала с отцом Василием на улице по вопросу устраиваемого в Великую Субботу анти-пасхального спектакля и ответила на его вопрос угрозой: «Еще посмотрим, кому будет плохо и хорошо». Свою неприязнь к священнику она высказала следователю на допросе, охарактеризовав деятельность отца Василия такими словами: «Наш район слишком верующий. Смоленский у крестьян на хорошем счету. В отношении религии Смоленский производит большое влияние на окружающее население, что отмечается в период антирелигиозных кампаний, когда крестьяне активно противоречат мероприятиям комсомола».
Комсомолка вместе с родителями проживала по соседству с отцом Василием. Спустя годы она вспоминала о событиях тех лет: «Отец Василий был очень простым, сердечным, порядочным. Семья у него была дружная, трудолюбивая. Отец Василий был уважаемым всеми на хуторе человеком. После революции просил меня, в то время бывшую секретарем комсомольской ячейки, не ставить во время Страстной седмицы спектаклей для молодежи, проводившихся в противовес богослужениям в храме. Под страхом выселения семьи меня заставили подписать показания против отца Василия об угрозах в адрес комсомольцев. Всю оставшуюся жизнь меня мучила совесть за эти показания на глубоко уважаемого мною человека».
По доносу этой комсомолки и еще одного комсомольского активиста из соседней деревни ОГПУ арестовало отца Василия 19 октября 1929 года и заключило в Бутырскую тюрьму.
В анкете арестованного, которую следователь разрешил отцу Василию заполнить самостоятельно, о своем прошлом он написал: «По наговору (ложному доносу) был взят в Звенигородский арестантский дом 7 сентября 1918 года и после разбора дела следователем был выпущен на волю, пробыв в заточении семь дней».
Продержав отца Василия в Бутырской тюрьме две недели, 2 ноября 1929 года его вызвали на допрос.
- Антисоветской деятельностью я нигде, никогда не вел. В частных разговорах я воздерживаюсь от политических тем. Читаемые мною проповеди носят чисто религиозный характер, и ничего в них антисоветского нет, — сказал отец Василий следователю.
- Угрожали ли вы комсомольцам расправой за то, что они ведут работу по безбожию?
- Никому никогда я не угрожал.
- Говорили вы комсомольцу Воронцову, что если он не прекратит вовлекать детей в пионеры, то ему будет плохо?
- Ничего подобного я ему не говорил. Считаю, что возведенное на меня обвинение является ложью.
18 ноября 1929 года тройка ОГПУ приговорила священника Василия Смоленского к высылке в Северный край на три года.
Ссылку отца Василия отправили отбывать в город Онегу. 14 августа 1933 года он вернулся в родное село, однако вскоре священнику пришлось покинуть Ламишино и уехать в село Холмец Шаховского района Московской области. Так пришлось сделать в связи с запретом проживать в стокилометровой зоне от Москвы.
24 октября 1933 года отец Василий был назначен на служение в Никольскую церковь села Холмец, где он прослужил до мая 1941 года. В 1934 году протоиерей Василий Смоленский был награждён митрой.
В мае 1941 года отца Василия в административном порядке из Московской области выселили. Он уехал на жительство в село Ново-Никольское Ярославской области, но и там местные власти отказали ему, как священнослужителю, в регистрации.
Отец Василий уехал в село Кончеево Кармановского района Смоленской области, где проживал с 20 сентября по 15 октября 1941 года. В связи с наступлением немецких войск и приближением фронта, протоиерей Василий уехал обратно в село Холмец.
Через несколько дней после его приезда село было занято фашистами. При них отец Василий открыл храм, который во время его отсутствия советской властью был закрыт. В селе стало регулярно совершаться богослужение. Службы посещали жители соседних деревень Костино и Артемки.
В январе 1942 года войска Красной армии освободили от немцев село Холмец, однако церковь сразу не закрыли, и отец Василий продолжал совершать в ней богослужения до начала марта, когда его арестовали по обвинению в пособничестве немцам. в марта начались допросы.
- Вам известно, за что вы арестованы?
- О причинах моего ареста мне неизвестно.
- Вы арестованы за антисоветскую подрывную деятельность, Предлагаю вам дать показания в данном разрезе.
- Антисоветской подрывной деятельностью я не занимался и виновным себя не признаю.
- О приближении немцев к селу Холмец вам было известно?
- Да, было известно.
- Почему же вы из села Холмец от немцев не побежали?
- В селе Холмец я остался со всеми верующими.
- То есть стали дожидаться немцев?
- Нет, немцев я не ждал, а остался служить.
- Где и кому служить?
- Являясь служителем культа в селе Холмец, я остался служить в церкви верующим.
- Когда вы открыли церковь?
- Церковь я открыл 26 октября 1941 года, когда село уже было занято немцами.
- Почему же вы сразу не открыли церковь?
- Я был больной, а затем колебался в возможности открытия церкви, а когда пришли немцы, я ее открыл без всяких препятствий. - Покажите о вашей связи с немцами.
- В доме, где я проживал, вместе со мной жили два офицера и их денщики. Перед отступлением немцев из села дня за два в моем доме размещался немецкий штаб.
- На какие темы вам приходилось разговаривать с немецкими офицерами?
- Я их только слушал, сам ничего не говорил.
- Кто из граждан села вызывался в немецкий штаб?
- При мне немцы никого в штаб из граждан села не вызывали.
- Покажите, какие вы получили задания от немцев при их отступлении из села Холмец?
- Никаких заданий от немцев я не получал.
- Когда немцев Красная армия выгнала из села?
- Точно не помню, но примерно 17 января 1942 года немцы были выгнаны из села частями Красной армии.
- Вас когда арестовали?
- 2 марта 1942 года.
- Сколько раз вы служили молебен о победе немецкой армии?
- Таких молебнов я не служил.
- А проповеди произносили?
- И проповедей о том, чтобы победа была на стороне немецкой армии, я не произносил.
- Вы говорите неправду.
- Я показываю так, как было.
- Покажите о своей предательской деятельности.
- Предательской деятельностью я не занимался.
10 апреля следствие было закончено, и 15 апреля утверждено обвинительное заключение: протоиерей Василий обвинялся в том, «что, находясь на временно оккупированной территории немецкими захватчиками, вошел в тесную связь с немецким командованием, стал их активным пособником...»
Скончался отец Василий 12 июня 1942 года в больнице Таганской тюрьмы. В деле значится диагноз: миокардит, аритмия, старческая дряхлость. Был погребен в безвестной могиле.
Дело его, однако, продолжало рассматриваться и 10 июля того же года было отправлено на рассмотрение Особого Совещания при НКВД. 15 июля 1942 года Особое Совещание приговорило протоиерея Василия к расстрелу за "переход на сторону врага и подрывную деятельность". Однако приговор над ним уже совершиться не мог.
30 июля 2003 года протоиерей Василий Смоленский причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода для общецерковного почитания.

Составлено по:
Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.. Май». Тверь. 2007. С. 387-392
ГАРФ 10035, Оп.1 д. П-51836
ГАРФ. Ф. 10035, д. 34002
ЦИАМ Ф.234,оп.1, д.1921
Московские Церковные Ведомости 1917-1-2
Смоленский В. Сооружение храма во имя иконы Казанской Божией Матери в селе Ламишине Звенигородского уезда Московской губернии и краткие летописные заметки о разобранном храме и приходе. – М., 1915.
Воспоминания Э. Куслапу и Н. Горшковой